Что такое для нас Москва? Люди, родившиеся и живущие в этом прекрасном городе, как мы его себе представляем? Москва – один из самых прекрасных городов, который я когда-либо видел. Эту невероятную архитектурную эклектику больше нигде не встретишь. История многих зданий и улиц восходит к пушкинским временам.

И, несмотря на это, далеко не всеми ценится эта красота. Жизнь москвичей настолько стремительна и мимолетна, что они не успевают поднять глаза и насладиться архитектурной эстетикой столицы. А мне стыдно не знать историю улиц и бульваров, по которым я хожу каждый день. Стыдно не знать историю домов, на которые мы смотрим каждый день, которые фотографируем или даже просто которыми восхищаемся.

Начинать всегда сложно. Начать читать, изучать, разузнавать. Но стоит попробовать. А вдруг понравится? Ведь, чтобы увидеть прекрасное, нужно сначала научиться его отли-чать и отмечать взглядом. И что-то о нем узнать. Потому что иногда даже самая, на первый взгляд, незначительная деталь способна стать для нас невероятным открытием, вдох-овить, придать сил.

Одним из самых красивых и интересных мест Москвы является Тверской бульвар. Об этом рассказывается уже даже в произведениях многих русских классиков. Тверской встречается у А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и многих других.

Его история берет начало в 1796 году. Но тогда он назывался просто Бульвар, так как был единственным. Появился он после того, как была снесена стена Белого города. Главным архитектором был С. Карин, который его облагородил, построив большое количество фонтанов, мостиков и беседок, посадив деревья. В общем, Бульвар стал одним из самых любимых мест для прогулок московского дворянства. По выходным извозчику было сложно найти место, чтобы высадить здесь людей. И это – одна из немногих особенностей, которая не изменилась на Тверском больше чем за 200 лет.

Во время Отечественной войны 1812 года на Тверском бульваре сгорело множество зданий, а войска, располагавшиеся тут, вырубили почти все деревья. Столкновение большевиков с юнкерами в 1917 также не обошло его стороной. А в период Великой Отечественной войны бульвар не раз попадал под обстрел. Все эти события способствовали тому, что Тверской бульвар постоянно менял свой облик, и сейчас мы видим совсем не то, что видел, например, Карин или его современники. Несмотря на многочисленные преобразования, которые происходили на этом излюблен-ном москвичами месте, на Тверском бульваре сохранилось немало зданий, которые пора-жают нас красотой и историей.

Тверской когда-то служил местом, где собиралась элита московской аристократии. Люди стремились в это новое для Москвы пространство. Он был как глоток свежего воздуха, но только не в лесу, а в центре Москвы, в месте, специально обустроенном для отдыха и прогулок. Наверное, именно эта атмосфера и пленяла великих русских классиков: они называли его родным местом, своим домом. Многие литературные события происходят на Тверском бульваре.

Недавно я посетил лекцию студии «Арзамас», посвященную изучению всем известных пейзажей: что на них изображено, почему именно так, что хотел сказать всем этим художник? Оказалось, пейзажи – это не только изображение природы. Это еще и экономика, политика и многое другое. Многие особенности и скрытые смыслы картины мы никогда не узнаем без исторической справки или углубления в тему. После лекции один из слушателей задал вопрос, зачем нам это знать, если можно просто наслаждаться изображаемой на полотне красотой. И мне очень понравился ответ лектора. Она сказала, что зная предысторию или мотивы создания, можно получить большее эстетическое удовольствие от произведения искусства. И при этом не только ощутить какие-то свои эмоции, но и понять автора.

Мне кажется, это может быть соотнесено не только с пейзажами, но и с искусством в целом, включая архитектуре. Ведь архитектурное творение — не всегда и не только задумка конкретного архитектора, отражение современных ему течений. Это могут быть также события, происходившие внутри здания, или его жильцы. Все это, как мне кажется, создает некую особую энерге-тику, выдавая подчас глубинные смыслы, заключенные в какой-нибудь, на первый взгляд, неприметной постройке.

Вот, например, здание, известное как дом Соломона Михоэлса. Вы знаете, кем был Михоэлс? Это знаменитый российский актер и режиссер первой половины XX века. Его жизнь была не длинной, но яркой! Он никогда не изменял самому себе. До последних дней в нем сохранялись мальчишеская бесшабашность и страсть к жизни. Рассказывают, что однажды он с полчаса изображал в магазине глухонемого, после чего, выходя, сказал: «Премного благодарен!» Вы бы так смогли? Или на протяжении нескольких часов в точности повторять все движения соседки? В стенах этого дома, кстати, вершилась культура России. Здесь жил и Всеволод Иванов, который, в какой-то момент, потратив все деньги на обои, был вынужден спать на полу, и это очень понравилось Есенину, который заключил: «Писатель не должен иметь кварти-ры. А раз ты спишь на полу, то ты, значит, настоящий писатель. Поэт должен жить не-обыкновенно». Вот он, Дом Михоэлса, здание по адресу Тверской бульвар, 14.

А как можно не любоваться одной из прекраснейших работ Федора Шехтеля, создавшего в особняке П. П. Смирнова настоящий Музей истории архитектуры. Мало кто знает, что представляют нам семь его 7 залов, выполненных, заметим, в совершенно разных стилях. Балкон этого дома сделан в форме ладьи, но, на самом деле, это балкон декоративный, по своему прямому назначению никогда не использовавшийся. Но он по сей день считается одной из лучших работ знаменитого зодчего.

В здании долгое время находилась городская прокуратура: туда нельзя было войти и провести экскурсию. Очень узкий круг людей видел эту красоту.

А вот здание МХАТ имени Горького, а затем и Театра Наций. Оно было построен в 1987 году (Тверской бульвар 22). Здание занимает почти целый квартал. И, увы, не украшает его. Очень уж вычурно и совсем не вписывается в архитектурный ансамбль. А раньше на этом месте стоял дом Гологривовых, куда съезжались такие гости, как Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов… А Пушкин именно там встретил свою любовь – Натали. Но в советское время его с легкостью стерли с лица земли. Даже фотографий не сохранилось. Вот такой он, неизвестный Тверской бульвар.

Дом Коробковой по адресу Тверской бульвар, 6 в дореволюционное время имел башню-купол, в центре которого восседал дракон. Это была уникальная на тот момент архитек-турная задумка, которую повторить, наверное, уже и невозможно. К большому сожалению, здание попало под артобстрел в 1917 году и с тех пор так и не было восстановлено. На просторах интернета сохранилась всего одна фотография, которая не способна передать даже сотой части его неописуемой красоты. В 1920 здание было перестроено в стиле модерн. Мы же никогда не усладим глаз уникальностью дома Коробковой.

Еще одно не очень понятное мне строение – это ТАСС (Тверской бульвар, 2). Оно было построено в 1970 году и сначала вообще проектировалось как высотка. Сейчас мы видим только половину первоначальной этажности. И слава богу!

Ну, а до 1970 стояла здесь хоть и невзрачная, но много что пережившая двухэтажка. В ней, например, во время революции поселился К. Г. Паустовский: «В Москве я поселился в двухэтажном доме у Никитских ворот. Дом этот выходил на три улицы: Тверской бульвар, Большую Никитскую и Леонтьевский переулок. С четвертой стороны он был вплотную прижат к глухой стене — брандмауэру шестиэтаж-ного дома».

А ведь это тоже наша история! Да, я восхищаюсь московской архитектурной эклектикой. Но есть в столице здания, кото-рые и в нее не вписываются. Например, новая постройка на пересечении Новослободской улицы и Садового кольца, на шпиле которой «развивается» электронный флаг России. Вот и ТАСС относится к их числу. Даже если не ссылаться на архитектурное наследие и историю страны, у нас возникнет ощущение, что иные архитекторы советской эпохи работали без любви к своему делу и к своему городу.

Мне очень обидно и даже стыдно за то, что наши власти из поколения в поколение не це-нят всю эту красоту. Ведь как раз памятники культуры без вранья рассказывают нам о прошлом.

Я не стал иллюстрировать эти заметки современными фотографиями Тверского бульвара. Сами найдете и сами посмотрите.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

3 + 4 =